Добыча нефтиВ 1938 г. только в Советском Союзе, Румынии, Польше и Чехословакии добывалась нефть, в прочих же европейских странах добыча нефти либо вовсе не велась, либо там добывалась нефть в количествах, удовлетворявших лишь 5% потребностей этих стран. Однако потреблениежидкого топлива на душу населения в этих странах было высокое. В северо-западной Европе и в Скандинавских странах потребление моторного топлива на душу населения в 5—8 раз превышало его потребление в Испании и Италии.

В промышленно развитых странах Европы значение нефти определялось главным образом ее потреблением на транспорте, причем нефтетопливо и моторное топливо использовались почти в равной мере. Около ZU потребленного жидкого топлива приходилось на автотранспорт, большие и малые суда, железные дороги и армию, но главным потребителем нефтетоплива был автотранспорт. Большое количество жидкого топлива потреблялось судами, особенно каботажными и речными. Но точно определить роль нефтетоплива в экономике Европы трудно, так как статистические данные о количестве нефтетоплива, загруженного в суда европейских стран в неевропейских портах, отсутствуют. С другой стороны, статистические материалы, учитывающие количество нефтетоплива, проходящее через Гибралтар, содержат данные о нефти, загруженной в суда неевропейских стран. В послевоенный период суда, работавшие на каменном угле и потопленные в годы войны, были заменены судами, приводимыми в движение при помощи нефти. В настоящее время крупнейшие европейские суда потребляют нефтетопливо, производимое главным образом в районах Карибского моря и Персидского залива.